Прокуратура разъясняет

«О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами».

Статьей 262 Трудового кодекса РФ предусмотрены дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами.

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению.

Федеральным законом от 05.12.2022 № 491-ФЗ в статью 262 Трудового кодекса РФ внесены изменения, согласно которым однократно в течение календарного года допускается использование до двадцати четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд в пределах общего количества неиспользованных дополнительных оплачиваемых выходных дней, право на получение которых имеет один из родителей (опекун, попечитель) в данном календарном году. График предоставления указанных дней в случае использования более четырех дополнительных оплачиваемых дней подряд согласовывается работником с работодателем. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2023 № 714 утверждены Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

Для того, чтобы воспользоваться правом использовать до 24 дополнительных выходных дней подряд для ухода за ребенком-инвалидом необходимо будет подать письменное заявление работодателю в согласованные с ним сроки. Правилами предусмотрена возможность предоставления одному из родителей ребенка-инвалида дополнительных выходных дней, оставшихся неиспользованными у другого родителя. Нововведение вступит в силу с 1 сентября 2023 года.

Помощник прокурора Бурзянского района                                                Р.М. Аминев.

«Порядок взыскания задолженности за оплату коммунальных услуг с граждан в судебном порядке».

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства. Требования о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не превышающие пятисот тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке приказного производства. Судебный приказ выносится мировым судьей в течение пяти дней без судебного разбирательства и вызова сторон.

В силу статьи 128 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации копия судебного приказа направляется должнику в пятидневный срок со дня его вынесения.

Судебный приказ подлежит отмене мировым судьей, если от должника в десятидневный срок поступили возражения, относительно его исполнения. Также на судебный приказ может быть подана кассационная жалоба непосредственно в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Помощник прокурора Бурзянского района                                                Р.М. Аминев.

«Об административной ответственности за несвоевременное направление листков нетрудоспособности работодателем».

Согласно абз. 14 ч. 1 ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

При временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие (ст. 183 ТК РФ).

Пунктом 8 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлено, что страхователь (работодатель) должен не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передать в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Нарушение работодателем сроков направления в уполномоченный орган необходимых сведений влечет административную ответственность по ч.  4 ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция указанной статьи предусматривает назначение виновному должностному лицу административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Помощник прокурора Бурзянского района                                                Р.М. Аминев.

«У детских лагерей и центров появилось право ограничивать доступ на свои территории».

В целях улучшения качества предоставляемых услуг по организации детского досуга и отдыха 14 апреля 2023 года вступили в законную силу изменения в отдельные нормы Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 124-ФЗ).

Официально введено понятие «территория организации отдыха детей и их оздоровления», под которой подразумеваются земельные участки и водные объекты, предоставленные (приобретенные) соответствующей организацией, в том числе в границах береговой полосы водных объектов (Федеральный закон от 03.04.2023 № 96-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

По новым требованиям статьи 12 Федерального закона № 124-ФЗ детские лагеря и центры установят правила нахождения на территории организации отдыха детей и их оздоровления, включающие в себя: особенности использования, доступа и правил поведения на водном объекте или его части, а также иную необходимую для безопасного пребывания детей информацию, которая подлежит размещению на официальном сайте организации в сети «Интернет» и в иных доступных местах на территории организации отдыха детей и их оздоровления.

Помощник прокурора Бурзянского района                                                Р.М. Аминев.

«Отграничение кражи найденного имущества от находки».

В силу требований статьи 227 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи и возвратить найденную вещь этому лицу. Если лицо, которому необходимо вернуть найденную вещь, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления. При этом если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта.

Статья 158 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за кражу, т.е. тайное хищение чужого имущества. Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью, в том числе противоправное обращение чужого имущества в пользу виновного, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 12.01.2023 №2-П по делу о проверке конституционности вышеназванных норм закона по жалобам граждан определил совокупность условий, при которых находка чужого имущества может квалифицироваться как кража:

— законный владелец знает место, где утрачена вещь, и имеет возможность за ней вернуться или получить ее, либо имеется возможность определить владельца по индивидуальным свойствам имущества;

— вещь не является брошенной;

— лицо, которое нашло вещь в подобной обстановке, осознавало или должно было осознавать эти обстоятельства;

— такое лицо не приняло обязательных мер для ее возврата, а именно не выполнило требования о находке, предусмотренные статьи 227 ГК РФ;

— оно утаило вещь или сокрыло и (или) уничтожило признаки, по которым можно было эту вещь индивидуализировать либо подтвердить ее принадлежность владельцу. Целью таких действий явилось тайное присвоение имущества или передача его неправомочным лицам.

Кроме того, противоправным деянием может быть признано такое поведение лица, когда оно непосредственно наблюдает потерю вещи, имеет реальную возможность незамедлительно сообщить законному владельцу о потере и вернуть ему вещь, но тайно завладевает ею.

Пунктами 2 и 3 статьи 218, пунктом 2 статьи 227 и пунктом 1 статьи 228 ГК РФ законодатель закрепил основания приобретения права собственности на находку. Так, в случае если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или орган местного самоуправления лицо, потерявшее вещь (или ее собственник), не будут установлены либо такое лицо само не заявит о пропаже вещи в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

Помощник прокурора Бурзянского района                                                Р.М. Аминев.

«О внесении изменений в земельное законодательство».

С 1 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 05.12.2022 № 509-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», которым сокращены сроки предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере землепользования.

Так, срок рассмотрения уполномоченным органом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка сокращен на срок не более чем двадцать дней со дня поступления такого заявления.

Такой же срок установлен для рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц:

— о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов;

— о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

— о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» установлено, что в 2023 году осуществляются в срок не более 14 календарных дней следующие процедуры, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации:

— утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

— предварительное согласование предоставления земельного участка;

— предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов;

-предварительное согласование предоставления земельного участка или предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, предварительное согласование предоставления земельного участка или предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Помощник прокурора Бурзянского района                                                Р.М. Аминев.

«Прокуратура Бурзянского района разъясняет: Данные нововведения отражены в принятом Федеральном законе от 20.07.2020 №236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Подписан закон, создающий правовые основы применения института инициативного (или «народного») бюджетирования.

Данные нововведения отражены в принятом Федеральном законе от 20.07.2020 №236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, в местную администрацию может быть внесён инициативный проект.

С инициативой о внесении инициативного проекта вправе выступить группа численностью не менее десяти граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, староста сельского населённого пункта (инициаторы проекта). Минимальная численность инициативной группы может быть уменьшена нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

К инициативному проекту закон предъявляет ряд требований, в том числе он должен содержать описание проблемы, описание ожидаемого результата, предварительный расчёт на его реализацию, сроки реализации, а также сведения о планируемом (возможном) финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц.

В случае, если в местную администрацию внесено несколько инициативных проектов, в том числе с описанием аналогичных по содержанию приоритетных проблем, местная администрация организует проведение конкурсного отбора.

Инициаторы проекта, другие граждане, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, уполномоченные сходом, собранием или конференцией граждан, а также иные лица, определяемые законодательством, вправе осуществлять общественный контроль реализации инициативного проекта.

Закон вступает в силу с 01.01.2021 г.

Помощник прокурора                                                                        М.И. Шамуратов

«Прокуратура Бурзянского района разъясняет: Какие меры государственной поддержки предусмотрены малоимущим семьям?»

Федеральный закон Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной поддержке» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в законе, предусмотрена социальная помощь, в том числе:

1) обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения;

2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации;

3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;

4)    социальные пособия;

5)   социальные доплаты к пенсии;

6)    субсидий;

7)   социальные услуги и жизненно необходимые товары.

Для получения социальной помощи Вы вправе обратиться с соответствующим заявлением в органы социальной защиты населения по месту регистрации.

Помощник прокурора                                                                        М.И. Шамуратов

М.И. Шамуратов, 8 (34755) 3-52-35

«Прокуратура Бурзянского района разъясняет: Изменен порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка»

Федеральным законом от 27.10.2020 № 345-ФЗ внесены изменения в порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка.

Так, Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» предусматривает предоставление дополнительных мер государственной поддержки в виде ежемесячных выплат семьям в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и (или) второго ребёнка, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Выплата назначается на срок до достижения ребёнком возраста одного года. По истечении этого срока граждане подают новое заявление о назначении выплаты сначала на срок до достижения ребёнком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трёх лет и представляют документы, подтверждающие доход семьи. Федеральным законом «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка» действие указанной нормы было приостановлено на период с 1 апреля по 1 октября 2020 года.

Таким образом, в этот период выплата назначалась всем семьям без учета их материального положения и без подачи гражданами соответствующих заявлений. В целях повышения уровня государственной поддержки семей, имеющих детей, а также соблюдения ограничительных мер, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, внесенными поправками предлагается действие порядка предоставления указанной выплаты (т.е. без подачи соответствующих заявлений) продлить до 1 марта 2021 года.

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 октября 2020 года.

Помощник прокурора                                                                        М.И. Шамуратов

М.И. Шамуратов, 8 (34755) 3-52-35

«Прокуратура Бурзянского района разъясняет:»

Прокуратура Бурзянского района разъясняет, что при поступлении на мобильный телефон либо в социальной сети сообщений о выигрышах в лотереи, ошибочном зачислении денежных средств в счет оплаты услуг мобильной связи, содержащих ссылки на ресурсы сети «Интернет» и иных сообщений, в которых предлагается сообщить номера банковских карт, персональные данные, перейти по ссылке либо перевести денежные средства посредством услуг мобильной связи различным лицам, а также сообщить неустановленным лицам код поступивший в сообщении следует убедиться в достоверности полученных сведений, не осуществлять денежные переводы и распространение сведений, содержащихся на банковских картах и поступающих в смс сообщениях кодах, а также не осуществлять переход по неизвестным ссылкам на ресурсы сети «Интернет».

В случае если преступление совершено, сообщайте в органы внутренних дел.

Санкцией ст. 158 УК РФ за подобные преступления предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком виде лишения свободы сроком до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей.

Помощник прокурора                                                                        М.И. Шамуратов

«В Бурзянском районе виновник крупного лесного пожара
выплатит ущерб почти в полмиллиона рублей».

Белорецкий межрайонный суд вынес приговор 37-летнему жителю Бурзянского района.

В суде установлено, что обвиняемый в мае 2018 года находясь на территории Асибарского участкового лесничества в составе бригады осуществлял разработку срубов.

Направившись па место отдыха в обеденное время развел костер для разогрева чайника на территории делянки. При этом, не смотря на сухую и ветреную погоду, не проследил за костром, мер по его тушению не принял.

В результате бесконтрольного горения костра спровоцировал горение сухой травы повлекший лесной пожар первоначально на площади 3 гектаров, впоследствии пожар распространился на площадь более 28 гектаров.

Пожаром повреждены хвойный молодняк и деревья породы береза на сумму более 400 тысяч рублей.

Суд приговорил его обязательных общественно полезных работам сроком на 280 часов за повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем (ч.2 ст. 261 УК РФ), а также удовлетворил гражданский иск Министерства лесного хозяйства РБ о возмещении материального ущерба на сумму 445 тыс. рублей.

Приговор в законную силу не вступил.

Прокурор района старший советник юстиции      Ф.Р.Гаиткулов

Информация о нововведениях в законодательстве в сфере муниципальных закупок